Виталий Каплан

Еще не та печать

     В этом тексте я попробую выразить свое отношение к проблеме ИНН. Сразу оговорюсь, что это не статья, ни доказательности, ни строгого цитирования здесь не будет. Я здесь не пытаюсь кого-либо в чем-то убедить, а лишь высказываю свое мнение, во многом сумбурное и не устоявшееся.
     В апреле этого года я отказался подписать заявление о присвоении мне ИНН. Сделал я это прежде всего потому, что незадолго до того Священный Синод РПЦ обратился к российским властям с просьбой изменить порядок налогового учета православных граждан, для которых ИНН является оскорблением религиозных чувств. И пока от властей не последовало какой-либо реакции, я счел себя не вправе принимать этот номер — иначе, на фоне массово принятых ИНН, само обращение Синода оказалось бы чем-то вроде прошлогоднего снега.
     С тех пор кое-что изменилось — получена реакция властей. Теперь православным вместо "заявления" предлагается заполнить т.н. "анкету" — но в любом случае ИНН им будет присвоен. Фактически можно считать, что власть проигнорировала просьбу Синода.
     Как отмечалось в том мартовском постановлении, есть две причины, по которым православные люди настороженно относятся к ИНН. Это, во-первых, оскорбление религиозных чувств содержащейся в ИНН символикой (пресловутым числом "666"), а во-вторых, опасность тотального контроля за частной жизнью граждан со стороны государства.
     Начнем со второй причины, которая мне кажется куда более серьезной, нежели первая. Такая опасность действительно есть, хотя ИНН — лишь первый шаг в этом направлении, и угрожающим положение станет, как мне кажется, лет через 10-15, если сохранятся нынешние темпы развития высоких технологий. Сам по себе ИНН, совокупность двенадцати цифр, конечно, не содержит никакой конфиденциальной информации о человеке, но он является уникальным ключом, идентификатором, по которому будет осуществляться поиск в глобальной базе данных. Главная опасность, т.о., заключается в создании и эксплуатации такой базы, в которой будет содержаться вся информация о доходах и расходах человека, о его поездках, телефонных звонках, почтовых отправлениях, состоянии здоровья и т.п.
     Частично эта информация на российских граждан существует уже сейчас, но пока она рассеяна по различным ведомственным базам — МВД, МНС, МинЗдрава и пр. Если же она окажется сведена воедино, если будет создан т.н. "единый реестр граждан РФ", то доступ к этой информации получит государство, обретая, тем самым, дополнительные рычаги давления на людей. Скажем, достаточно в запись по данному гражданину внести пометку "неблагонадежен" — и ему будут отказывать при приеме на работу, на учебу, возможно, и без объяснения причин. Сейчас такое тоже возможно, но требует от государственного чиновника значительной активности — надо рассылать письма, звонить, согласовывать различные списки. А когда начнет использоваться "единый реестр граждан", все упростится до единственного движения компьютерной "мышкой".
     Можно, конечно, утешаться словами "да кому мы нужны?", но представим, что к власти пришло правительство, навязывающее стране ту или иную идеологию. Мгновенно все несогласные окажутся лишены элементарных человеческих прав, ибо это станет технически возможно. А исторический опыт учит нас, что любое техническое средство, которое может быть задействовано во зло, обязательно рано или поздно оказывается задействованным. Таким образом, ИНН — первый шаг к грядущему электронному тоталитаризму. Я уж не говорю о том, что в условиях нынешней коррумпированной снизу доверху России (а кто знает, как долго это продлится?) доступ к "единому реестру граждан" получат в том числе и бандиты, и людей станет гораздо проще шантажировать, вымогать деньги. "Тайна доходов", "медицинская тайна", неприкосновенность личной жизни отойдут в прошлое. Как бы нынешние защитники ИНН ни старались убедить нас в невозможности доступа посторонних лиц к личным досье граждан, мы все прекрасно понимаем, что сей доступ просто-напросто будет стоить некоторую сумму. Итак, перспектива нас ждет невеселая — или с помощью "единого реестра" нас будут "доить" бандиты, либо травить идеологизированные власти.
     Можно ли этому противостоять? Честно говоря, сомневаюсь. Несущийся паровоз грудью не остановишь. Развитие высоких технологий — это объективно существующий процесс, его нельзя ни отменить, ни запретить. А духовное состояние общества, позволяющее использовать высокие технологии во зло человеку, тоже не вчера возникло, это следствие давнего процесса секуляризации, и как ни печально, нынешняя духовная энтропия во всем мире будет лишь возрастать. Собственно говоря, нам, христианам, странно было бы ожидать иного. Пускай мы не можем знать конкретных времен и сроков, но общая апокалиптическая тенденция современного общества нам известна.
     И тем не менее, не будучи в силах остановить этот паровоз, мы можем его хоть немного притормозить, оттянуть на какое-то время катастрофу. Ведь чем позже наступит электронный тоталитаризм, тем больше спасется душ. И поэтому, я считаю, нужно противостоять процессам глобализации, даже не надеясь на конечную победу. В этом я вижу не только христианский, но и гражданский наш долг.
     Конкретные же методы противостояния нужно обсуждать немедля. То, как это в церковных и околоцерковных кругах делается сейчас, по-моему, малоэффективно. Наше слово здесь должно быть обращено не столько к самим себе, сколько к массе российских граждан, для которых аргументы типа "666" являются чем-то близким к параноидальному бреду. Необходимо говорить с людьми на светском языке, показывать им их бытовые перспективы в результате глобализации, показывать, как нарушаются их права и как этому можно противостоять — в суде, в СМИ, в общении с представителями власти. Надо консультировать людей по юридическим аспектам проблемы. К примеру, многим сейчас навязывают ИНН, пугая штрафами за отказ от их получения. На самом деле, как я выяснил, полазив по сайту московской налоговой службы, это противозаконно — штрафам подвергаются лишь те, кто получив ИНН, не указывает его при подаче декларации о доходах. А физическое лицо, не являющееся частным предпринимателем, и не обязано этот пресловутый ИНН получать, и не подлежит никакой ответственности за отказ. Или вот людям отказываются выплачивать зарплату, не получив от них заявлений на ИНН. Это тоже является противозаконным и элементарно обжалуется в суде. Другой вопрос, что человеку после этой судебной победы скорее всего придется увольняться с работы. И вот тут таким отважным людям надо бы помочь и с трудоустройством, и с юридической поддержкой во время процесса, и с максимальным освещением таких процессов в прессе. В перспективе надо добиваться гражданских гарантий людям, отказавшимся от использования ИНН. К примеру, безналичные расчеты, которые станут массовыми при всеобщем пользовании "электронными паспортами", не должны означать отмены обращения наличных денег, наряду с проездными смарт-картами должны использоваться билеты старого образца — короче, "электронный паспорт" не должен оказаться единственным средством осуществления каких-либо бытовых нужд.
     Но для этого всего необходимо объединяться, причем делать это надо прежде всего мирянам, чтобы Церковь не обвинили во вмешательстве в политику.
     Теперь о наличии в ИНН кощунственной символики. Тут я достаточно скептичен.
     Во-первых, кощунственная символика, если и содержится в чем-то, то не в самом 12-значном номере ИНН, а в штрих-коде, с помощью которого этот номер будет кодироваться для машинного считывания. Но пока этого кодирования нет, есть лишь разговоры о нем. Люди, уже получившие свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции (с присвоением ИНН), никакого штрих-кода в нем не обнаружили. Это просто лист бумаги формата А4, ничего кроме текста не содержащий. Штрих-коды использовались в бланках заявлений о присвоении номера, т.е. конкретного ИНН содержать в себе не могли. Вот цитата с сайта московской налоговой службы:
     "Здесь, по-видимому, необходимо отметить, что эта работа требует от налоговых органов точного соблюдения положений действующего законодательства. Так, "чрезмерное ускорение" этого процесса на основе применения машиночитаемого бланка (с использованием так называемого "штрих-кода" — товарного кода) "Заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства" в налоговых органах г. Москвы послужили поводом обращений православных верующих граждан к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, к Президенту Российской Федерации, в другие органы государственной власти, в том числе МНС России, о несогласии по религиозным убеждениям с проводимой работой по учету налогоплательщиков".
     
Так что пока непосредственной связи между полученным ИНН и штрих-кодом нет. Эта связь может появиться в будущем, когда будут введены в действие электронные карточки, содержащие ИНН их владельца (и являющиеся, таким образом, ключом к хранящимся в "едином реестре граждан" сведениям о человеке). Но не факт, что в этих грядущих карточках будет использован именно штрих-код — технически более разумно хранить информацию на магнитном носителе, подобно теперешним проездным билетам в московском метро, а впоследствии, очевидно, эту информацию будет хранить встроенный в электронную карту микропроцессор.
     А есть ли вообще в штрих-кодах шестерки — я так и не понимаю до сих пор, хотя летом прочитал довольно много статей на эту тему, с подробной аргументацией, с рисунками, с доводами и за, и против, причем полярных точек зрения придерживаются вполне компетентные люди. С одной стороны, если оценивать наличие шестерок в разграничительных линиях с точки зрения компьютерного сканера (для считывания коим штрих-код, собственно, и предназначен), то вроде бы шестерок и нет. Если же оценивать визуально, то наблюдаются три группы линий, которые очень похожи на те, что используются для кодирования цифры "6". Но тут встает еще более тонкий вопрос, а существует ли однозначное соответствие между линиями штрих-кода с точки зрения человека — и с точки зрения сканирующего устройства? Но даже если этого соответствия нет и мы неспособны правильно прочитывать глазами содержащуюся в штрих-коде информацию — то случайно или намеренно разграничительные линии оказались похожи на шестерки? Можно ли утверждать, что это злой умысел разработчиков стандарта EAN-13/UPC? Я не знаю ответов на эти вопросы. Но исхожу из того, что отвергать кощунственную символику нужно в том случае, если видишь ее своими глазами. Своими глазами я ее не вижу, разобраться самостоятельно в методах кодирования у меня не получилось, а делать предметом веры мнение тех или иных ангажированных специалистов не считаю правильным, если речь идет о техническом, в принципе проверяемом вопросе.
     Поэтому наличием/отсутствием апокалиптической символики в штрих-кодах я предпочитаю не заморачиваться. Даже если она и есть, даже если это очередной плевок в лицо христианам со стороны антихристианских сил — не стоит ли в этом случае вспомнить слова ап. Павла "И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?" (1 Кор., 6:7) Если это говорится по отношению к своим — то неужели это неверно по отношению к обидам от "внешних"? Разумеется, это не значит, что нельзя противостоять никаким выходкам безбожного мира. Противостоять (в том числе и с помощью гражданского неповиновения) надо в том случае, когда "внешние" покушаются лишить нас самой возможности исповедовать свою веру, быть христианами, когда "внешние" (подразумеваем здесь государственную власть) вмешиваются во внутрицерковную жизнь, в наше вероучение, в наше богослужение. Вот тут действительно "прогибаться" нельзя. Но неужели наличие трех шестерок в товарных штрих-кодах является такой страшной раной, которая, как говорят медики, "несовместима с жизнью?" Как-то ведь мы жили (и живем!) с советскими паспортами, где и красная пятиконечная звезда, и серп с молотом, пользовались советскими деньгами с изображением Ленина — а ведь с христианской точки зрения сия символика не менее кощунственна, чем пресловутые шестерки, которые к тому же не видны явно и непонятно, существуют ли вообще.
     С другой стороны, мне приходилось читать сообщения о том, что многие старцы (конкретно называли Паисия Афонского) убеждены, будто "666" присутствует в штрих-кодах неким невидимым, мистическим образом, что лишь духовным зрением это различимо. Меня это весьма смущает. Действительно, глубоким молитвенникам, духоносным старцам Господь открывает то, что сокрыто от нас, обычных грешников. Но ведь и случаи прелести среди высоких подвижников тоже имели и имеют место. Да и насколько достоверна информация о том, что некий старец что-то там благословил/осудил? В электронных конференциях, например, про архимандрита Иоанна Крестьянкина можно было прочитать и что он не видит никакой угрозы в ИНН, и что он благословляет своих духовных чад отказываться от них. Разобраться, где тут правда, а где "бабьи басни", мне самостоятельно не под силу. Поэтому я убежден, что ясность насчет "мистического присутствия шестерок" может внести лишь церковный Собор, а до такового — постановление Священного Синода. Пока насчет этого тишина.
     Еще одна распространенная мысль — будто наличие ИНН отнимает у православного христианина данное ему в таинстве крещения имя. Обосновывают это обычно тем, что ИНН, в отличие от паспортных данных, дается раз и навсегда, не меняясь ни в случае утери документов, ни в случае переезда. Мне это кажется еще более сомнительным, чем проблема шестерок в штрих-кодах. Каждый из нас является членом человеческого социума и в таковом качестве имеет массу идентификаторов. Это и паспортные данные, и данные служебных удостоверений, и табельный номер на работе, и номер медицинской страховки, и пенсионной. Наличие всех этих номеров, однако, до последнего времени никого не пугало забвением христианского имени. Чем же ситуация с ИНН принципиально отличается? Да, вместо множества номеров будет единственный номер (кстати, не единственный, табельные номера, использующиеся на работе для расчета зарплаты, останутся еще надолго). Но почему отождествляется имя как указатель на человеческую личность, и номер как указатель на члена социума? Почему, получив ИНН, человек забудет, что он — раб Божий Александр, и начнет называть себя "номером 7652898932341239"? В общении с государственными органами православный христианин будет говорить: "Я Иванов Александр Петрович, мой ИНН —7652898932341239". Не я — 7652898932341239, не Богом сотворенная личность, а всего лишь мой ИНН, то, что является моим идентификатором лишь поскольку я являюсь гражданином, налогоплательщиком. Во всех иных сферах жизни, не имеющих отношения к "кесареву", человек остается не с номером, а со своим именем.
     ...Но я понимаю, что все это звучит весьма и весьма рационалистично. А ведь неслучайно столько православных людей видят в ИНН нечто бесовское — и отнюдь не только из страха перед грядущим электронным тоталитаризмом. Несмотря на фразу из постановления Священного Синода "Да, православный христианин, которому власти навяжут принятие документов с печально знаменитым числом, не повредит своей душе", люди боятся именно духовного вреда от принятия ИНН. Я знаю некоторых православных (отнюдь не склонных к алармизму и суевериям), которые, вынужденные получить ИНН (люди все семейные, надо детей кормить, а упрешься — и вылетишь с работы) чувствуют свою вину, стыдятся своего выбора. Когда они говорят мне: "Молодец, ты не сдался, в отличие от меня" — мне бывает стыдно. Ведь мой отказ от ИНН не принес мне никаких испытаний, никаких проблем — пока. Легко быть смелым, когда тебе за это ничего не будет. А окажись я на их месте — не знаю, как бы все повернулось.
     Так вот, неужели все эти люди ошибаются? Причем ведь среди них есть и духовенство, и монахи. Можно сомневаться в подлинности конкретных высказываний конкретных старцев, чьими благословениями размахивают несгибаемые борцы с ИНН, но это частности, а в целом в монашеской среде наверняка и впрямь живет ощущение гибельности ИНН для души, живет убеждение, что от принявшего ИНН отступает Божественная благодать. Называют громкие имена — о. Иоанна Крестьянкина, о. Николая Гурьянова, о. Кирилла Павлова, которые якобы дали благословение на отказ православных от ИНН, даже ценой потери работы, зарплаты, жилья. Если все эти многочисленные упоминания суть фальшивка, то кто же этими фальшивками занимается, кто берет на душу такой грех? Если думать дальше в этом направлении, то неизбежно придешь к мыслям о некой сознательно ведущейся антицерковной деятельности, использующей маску ультраправославности, не гнушающейся ни подлогом, ни клеветой... Словом, опять возникают таинственные враги, опять включается параноидальное мышление, которое всегда было мне чуждо, и едва речь заходит о "жидомасонах" и "мировой закулисе", как у меня скулы сводит. Нет, двигаться в этом направлении я не хочу — но тогда приходится признать, что мистический ужас православных людей перед ИНН, мнение старцев, — не лишены оснований. Но если так — почему молчит иерархия нашей Церкви? Впрочем, есть и голоса отдельных епископов. Так, недавно в электронной конференции ru.pravoslavie.talk была опубликована проповедь Уфимского владыки Никона, сказанная им на новый, 2000-й год. Если это не фальшивка, то волосы становятся дыбом. Владыка убежден, что ИНН — это и есть та самая печать антихриста, что настали действительно последние времена, что надо бежать в горы и пещеры, он не дает своим духовным чадам благословения на брак, на рождение детей ("прошло время браков, сейчас время покаяния"). Хочется верить, что сие — фальшивка, потому что иначе это выглядит почти как ересь катаров.
     В любом случае необходимо общецерковное, соборное решение по этим удобопревратным вопросам. Иначе нас так и будет швырять то в беспечность, то в истерию. Мартовское постановление Священного Синода очень взвешенное, но в силу этого и очень расплывчатое. Для весны этого года оно было оптимальным, но ситуация развивается слишком быстро, и необходимо ответить на накопившиеся вопросы. Я не считаю нормальной ситуацию, когда простые прихожане мечутся между мнением старцев и мнением церковного священноначалия. Необходимо внести ясность, и если действительно ИНН несовместим с духовной жизнью христианина, то мы отвергнем ИНН и пойдем на гонения, но будучи при этом уверены, что следуем решению соборного разума Церкви, а не частному мнению конкретного батюшки. Если же все не так ужасно и можно быть христианином, имея ИНН, то опять-таки соборный разум Церкви должен дать оценку призывам бежать в катакомбы. Если действительно кто-то в каких-то целях (пускай и кажущихся ему благими) манипулирует словами старцев — Церковь должна остановить это, потому что подобные благочестивые спекуляции сеют будущие расколы.
     Но когда оно еще будет, соборное решение? Августовский Архиерейский Собор практически не затронул этого вопроса. И пока нам приходится ориентироваться в обстановке самостоятельно, все время рискуя ошибиться. Мы рискуем оправдать свою трусость, мы рискуем оправдать свою агрессию, мы рискуем оправдать свое нежелание думать — и свою интеллектуальную гордыню. Гражданский пафос мы рискуем принять за духовное делание, а обскурантизм — за верность православию.
     Я не знаю, что делать вообще. Я не знаю, что делать конкретно мне, когда припечет, когда без ИНН я попросту не смогу зарабатывать деньги и обеспечивать своих родителей-пенсионеров. Я, конечно, в таких вопросах советуюсь с духовником, но в конечном счете решать мне придется самому. Да, с молитвой, да, с верой в Божий Промысл, но все равно — самому. Я боюсь этого решения, но понимаю, что сделать его придется.
     А закончу я этот текст (который все же не статья, а так — мысли на бумаге) стихами, недавно написанными под влиянием этих размышлений.
     
                     Х Х Х

     Ну да, еще не та печать,
     И вроде незачем кричать
     На рыжую луну.
     Ты лист рассеянно возьмешь
     И не поверишь, не поймешь,
     Рукой махнешь: "Да ну!"
     Я сам истерик не люблю
     И гирь по средам не пилю,
     Но знаешь — здесь не то.
     Своею скрюченной спиной
     Я чую холод неземной —
     И без толку пальто.
     Какая сила крутит нас?
     Чей жадный взгляд, чей желтый глаз
     Мне чудится в ночи?
     Смешно? Порой и мне смешно:
     За нас давно все решено
     И счетчик наш стучит.
     Я сам не знаю, почему
     С тобою не плыву во тьму
     И хлеба не хочу.
     ...А ты, боясь меня судить,
     Лишь посоветуешь сходить
     К хорошему врачу.

02.12.2000


URL: http://kapvit.newmail.ru/kapvit